"Город и вода", журнал АСД 1(53)06
П. НОЗДРАЧЕВА
Главный архитектор «ЦМПИЭГРАСТ»,
член международной ассоциации «Города на воде»
В преддверии наступающей весны и долгожданного потепления многие из нас вспомнят, что большинство городов на земле соседствуют с водными пространствами.
И весной, когда береговое пространство оживает, появляется возможность привлечь внимание к отношениям между акваторией и городом.
Любой архитектор или градостроитель рассматривает структуру города в привязке к водному пространству. Сегодня эта связь так же актуальна, как и тысячи лет назад. Не вдаваясь в детальную историю градостроительства, можно абсолютно уверенно утверждать, что именно водное пространство всегда задавало вектор застройки города.
С течением времени городская акватория меняет свое назначение, приобретая новые качества. В современном мире влияние урбанизации и водного пространства обоюдно, что наглядно видно на примерах развития многих городов мира. Так, в Питтсбурге, штат Пенсильвания, уличные сетки, параллельные каждой из трех рек, текущих на территории города, образуют три блока улиц; река в Пекине своего рода разделительная линия между водой и улицами города...
Города растут и поглощают свои акватории. Процесс мировой индустриализации в конце Х1Х-начале ХХ вв. вызвал масштабное строительство на берегах, предоставив эти пространства для портовых, промышленных и транспортных сооружений.
Колоссальные преобразования, начавшиеся в начале 60-х годов, когда бывшие фабрики, погрузочные доки или депо освободили пространства центральной части города для других (хозяйственных, социальных...) нужд, стали импульсом для восстановления и реорганизации берегового пространства, показав возможности территориальных ресурсов города.
Проектов по реорганизации городов разработано и реализовано великое множество. Но береговое пространство, как самостоятельная градостроительная единица, стала выделятся из этой общей массы только последние 40 лет. И это не случайно. Современное состояние городских территорий таково, что постоянно требуется все больше и больше площадей — города растут, а как можно еще расширить их территории — в основном, только за счет водных пространств.
Реорганизация береговых территорий определяется следующими факторами: историческим, экономическим и коммерческим, экологическим и гидротехническим. На основании этого выявляются следующие тенденции развития акваторий:
• перемещение индустриальных промышленных районов и портовых структур из центральных районов на окраины города;
• модернизация промышленных территорий;
• освобождение берегового пространства от автомобильного транспорта;
• создание пешеходных пространств и зеленых массивов;
• освоение обширных резервных территорий и акваторий;
• реставрация зданий и сооружений с сохранением первоначальных функциональных особенностей;
• реконструкция и приспособление под новое функциональное использование исторического ландшафтного и архитектурного наследия;
• создание жилых комплексов вдоль акваторий;
• насыщение береговых пространств коммерческими, культурно-развлекательными и образовательными объектами;
• создание многофункциональных комплексов вдоль акваторий, организация временного мобильного многофункционального пространства для проведения различных фестивалей и праздников «на воде»;
• проявление плавающих коммерческих структур и организация водных тематических круизов и эко-туризма, очистка береговых и водных территорий;
• создание новых (искусственных) и перемещение существующих
акваторий; регулирование уровня воды (дамбы, насыпи ...).
В зимнее время года (в период закрытой навигации) существуют свои механизмы извлечения прибыли из инфраструктуры данных территорий.
Вышеуказанные методы развития прибрежных территорий позволят крупным городам приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, новым технологическим веяниям и все возрастающему ритму жизни человека. Таким образом, решится и вопрос возвращения человека к воде как среде активной жизнедеятельности.
Количество преобразований береговых пространств определяет перспективу архитектурно-планировочного формирования линейного многофункционального центра города вдоль акваторий и создания системы взаимосвязей между городской застройкой и водой.
...