закрыть
Mы победители!
We are winners!
Эскиз застройки территории в пос. Тимоново, Солнечногоский район
Читать новость / Read the news
закрыть
Mы победители!
We are winners!
Ёскиз застройки территории в пос. “имоново, —олнечногоский район
Читать новость/ Read the news
ALPN.ru / Публикации / "Градостроительный взгляд на берега Москвы", журнал "АСД" 1(53)06 Поиск по сайту      Карта сайта      In English

главная

полина ноздрачева

alpn

портфолио

новости

публикации

партнеры

контакты

"Градостроительный взгляд на берега Москвы", журнал АСД 1(53)06

И.АВЕРЬЯНОВА

В течение недели с 28 ноября по 3 декабря 2005г. «Архитектурная лаборатория П.Ноздрачевой» (alpn) провела градостроительный семинар «World Waterfront» на тему «Столичные города. Развитие берегового пространства г. Москвы», включающий курс лекций и мастер-классов, презентацию и выставку.

Цель работы семинара — формирование инновационных градостроительных концепций для развития берегового пространства в структуре столичного города на примере территории Северо-Западного административного округа Москвы.

Работа по теме «Столичные города. Развитие берегового пространства г.Москвы» шла в течение недели, на корабле в яхтенном порту «Строгино». В ней приняли участие десять архитекторов-градостроителей из Нидерландов, Бельгии, Индии, Мексики, США, Польши, Сербии и Черногории, Швейцарии и Франции под руководством Пьера Витторио Аурели (Нидерланды). Им ассистировали восемь студентов кафедры Градостроительства Московского архитектурного института. Таким образом каждая команда была международной. В роли наставников-консультантов выступили: проректор МАрхИ по HP профессор И.Лежава и вице-президент РААСН, академик В.Белоусов.
Архитекторам нужно было решить несколько задач: функциональное и архитектурно-планировочное преобразование берегового пространства; создание нового многофункционального комплекса; организация новой системы взаимосвязей между городской застройкой и акваторией.

Задание состояло из нескольких разделов:
• концепция взаимодействия города и реки;
• взаимосвязь территории Москвы и парка «Москворецкий»;
• вопрос возможности транспортного соединения центра
с новым природным комплексом;
• влияние концепции развития природного парка «Москворецкий» на Строгинскую пойму.

Для выполнения градостроительных заданий все участники разделились на три команды. Основными этапами мероприятия стали экспертные оценки всей структуры города и конкретная дальнейшая проработка выбранного района.
Работа Градостроительной лаборатории началась с экскурсий по городу и знакомства участников семинара с имеющимися градостроительными документами.
Базовым проектом был выбран «Генплан Москвы 1935г.», рассматривающий акваторию города как водную артерию и значимую градостроительную единицу. Существующее состояние обширной поймы Москвы-реки было истолковано не как органичная часть города, а как сохранившееся инородное, довольно хаотичное и необжитое пространство, являющееся главной преградой для благоприятного градостроительного развития. В связи с этим были разработаны концепции-противопоставления.

Первая из команд сформулировала идею «Кремля-антипода» — острова зеленой пустоты, который в противовес каменному острову власти не источает общественную активность, а притягивает ее. Границами этого зеленого участка поймы в Строгино признали урбанизированную Москву (в центре) и менее урбанизированную часть города (с запада).

После исследования, первая группа пришла к выводу, что река имеет интернациональное транспортное значение и может стать одним из разгружающих центров-дублеров «на пути из Санкт-Петербурга в Киев» и связующим элементом между двумя портами (на севере и на юге Москвы).
Идея проекта — создать в Москве второй центр как в противопоставление старому с его радиальным устройством. Варианты: реконструкция существующей территории и создание нескольких новых центров в изгибах реки. Линия новых центров — «архипелаг островов», противостоящий «Острову Кремль» фактически и идеологически, то есть являющийся местом отдыха и жизни обычных людей. Концепция второй команды звучит почти по-бодлеровски — «Город в городе».

В ее основу легла идея создания города внутри города, состоящего из участков, расположенных в изгибах реки. Поскольку река противопоставлена радиальному развитию столицы и отсекает от урбанизированных территорий зеленую часть, в речных петлях предлагается расположить некий зеленый, идеальный внутренний город-буфер с собственной инфраструктурой (включая легкое метро) и населить» его необходимыми объектами. Но при этом не соревноваться с существующим центром, а создать что-то новое, автономное, функционирующее как город.

Основой для разработки последнего проекта-противопоставления радиальной городской системе, стала собственно река и ее развитие. Огромные пространства Москвы позволяют использовать любые формы.

Третья группа назвала свою концепцию «Рамки» и довольно свободно внедрила их в прибрежное пространство. Участки проектирования — несколько небольших центров — расположены вдоль реки и разделены на парковые, культурно-исторические или иные рекреационные участки, снабженные кадрирующими «Рамками» (при этом река сама названа «рамкой, ограничивающей развитие города»). Между этими участками предполагается навигационная связь.
Предлагаемые мегаструктуры представляют собой трехуровневые платформы — наблюдательные площадки, выгнутые наподобие Васильевского спуска Красной площади. Наверху — пешеходные дорожки, места отдыха, посередине — метро, внизу — автомобильные трассы и стоянки. С двух сторон наземная часть такой «Рамки» ограничена зданиями-шорами.

Таким образом, общие предпосылки всех работ определили различные по форме и содержанию предложения, объединенные единым инновационным подходом: «Кремль-антипод» — идеологическое противопоставление старому центру, «Город в городе» — морфологическое противостояние сложившейся застройке и «Рамки» — своеобразные структурные мега-имплантанты.

Территории вдоль Москвы-реки, безусловно, заслуживают особого внимания со стороны градостроителей. Свежий взгляд на проблему сохранения и освоения городских береговых ландшафтов должен помочь московским специалистам открыть новые и вспомнить старые подходы к ее решению. А предложения Градостроительной лаборатории, выполненные в поисковой, концептуальной форме (по словам П. Ноздрачевой) могут сыграть инициирующую роль в процессе прибрежного благоустройства Москвы.

Компания ALPN ltd. предлагает полный спектр услуг: от исходно-разрешительной документации, разработки всех проектных стадий до согласования проектов и авторского надзора.

107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 27, тел.: (495) 694-61-25, факс: (495) 694-67-80, mail: info@alpn.ru

   

© Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Яндекс цитирования
Во избежании недоразумений проверьте правильность ввода телефона:
Верно
Ввести еще раз
закажите звонок
Перезвоните мне