"Градостроительный взгляд на берега Москвы", журнал АСД 1(53)06
И.АВЕРЬЯНОВА
В течение недели с 28 ноября по 3 декабря 2005г. «Архитектурная лаборатория П.Ноздрачевой» (alpn) провела градостроительный семинар «World Waterfront» на тему «Столичные города. Развитие берегового пространства г. Москвы», включающий курс лекций и мастер-классов, презентацию и выставку.
Цель работы семинара — формирование инновационных градостроительных концепций для развития берегового пространства в структуре столичного города на примере территории Северо-Западного административного округа Москвы.
Работа по теме «Столичные города. Развитие берегового пространства г.Москвы» шла в течение недели, на корабле в яхтенном порту «Строгино». В ней приняли участие десять архитекторов-градостроителей из Нидерландов, Бельгии, Индии, Мексики, США, Польши, Сербии и Черногории, Швейцарии и Франции под руководством Пьера Витторио Аурели (Нидерланды). Им ассистировали восемь студентов кафедры Градостроительства Московского архитектурного института. Таким образом каждая команда была международной. В роли наставников-консультантов выступили: проректор МАрхИ по HP профессор И.Лежава и вице-президент РААСН, академик В.Белоусов.
Архитекторам нужно было решить несколько задач: функциональное и архитектурно-планировочное преобразование берегового пространства; создание нового многофункционального комплекса; организация новой системы взаимосвязей между городской застройкой и акваторией.
Задание состояло из нескольких разделов:
• концепция взаимодействия города и реки;
• взаимосвязь территории Москвы и парка «Москворецкий»;
• вопрос возможности транспортного соединения центра
с новым природным комплексом;
• влияние концепции развития природного парка «Москворецкий» на Строгинскую пойму.
Для выполнения градостроительных заданий все участники разделились на три команды. Основными этапами мероприятия стали экспертные оценки всей структуры города и конкретная дальнейшая проработка выбранного района.
Работа Градостроительной лаборатории началась с экскурсий по городу и знакомства участников семинара с имеющимися градостроительными документами.
Базовым проектом был выбран «Генплан Москвы 1935г.», рассматривающий акваторию города как водную артерию и значимую градостроительную единицу. Существующее состояние обширной поймы Москвы-реки было истолковано не как органичная часть города, а как сохранившееся инородное, довольно хаотичное и необжитое пространство, являющееся главной преградой для благоприятного градостроительного развития. В связи с этим были разработаны концепции-противопоставления.
Первая из команд сформулировала идею «Кремля-антипода» — острова зеленой пустоты, который в противовес каменному острову власти не источает общественную активность, а притягивает ее. Границами этого зеленого участка поймы в Строгино признали урбанизированную Москву (в центре) и менее урбанизированную часть города (с запада).
После исследования, первая группа пришла к выводу, что река имеет интернациональное транспортное значение и может стать одним из разгружающих центров-дублеров «на пути из Санкт-Петербурга в Киев» и связующим элементом между двумя портами (на севере и на юге Москвы).
Идея проекта — создать в Москве второй центр как в противопоставление старому с его радиальным устройством. Варианты: реконструкция существующей территории и создание нескольких новых центров в изгибах реки. Линия новых центров — «архипелаг островов», противостоящий «Острову Кремль» фактически и идеологически, то есть являющийся местом отдыха и жизни обычных людей. Концепция второй команды звучит почти по-бодлеровски — «Город в городе».
В ее основу легла идея создания города внутри города, состоящего из участков, расположенных в изгибах реки. Поскольку река противопоставлена радиальному развитию столицы и отсекает от урбанизированных территорий зеленую часть, в речных петлях предлагается расположить некий зеленый, идеальный внутренний город-буфер с собственной инфраструктурой (включая легкое метро) и населить» его необходимыми объектами. Но при этом не соревноваться с существующим центром, а создать что-то новое, автономное, функционирующее как город.
Основой для разработки последнего проекта-противопоставления радиальной городской системе, стала собственно река и ее развитие. Огромные пространства Москвы позволяют использовать любые формы.
Третья группа назвала свою концепцию «Рамки» и довольно свободно внедрила их в прибрежное пространство. Участки проектирования — несколько небольших центров — расположены вдоль реки и разделены на парковые, культурно-исторические или иные рекреационные участки, снабженные кадрирующими «Рамками» (при этом река сама названа «рамкой, ограничивающей развитие города»). Между этими участками предполагается навигационная связь.
Предлагаемые мегаструктуры представляют собой трехуровневые платформы — наблюдательные площадки, выгнутые наподобие Васильевского спуска Красной площади. Наверху — пешеходные дорожки, места отдыха, посередине — метро, внизу — автомобильные трассы и стоянки. С двух сторон наземная часть такой «Рамки» ограничена зданиями-шорами.
Таким образом, общие предпосылки всех работ определили различные по форме и содержанию предложения, объединенные единым инновационным подходом: «Кремль-антипод» — идеологическое противопоставление старому центру, «Город в городе» — морфологическое противостояние сложившейся застройке и «Рамки» — своеобразные структурные мега-имплантанты.
Территории вдоль Москвы-реки, безусловно, заслуживают особого внимания со стороны градостроителей. Свежий взгляд на проблему сохранения и освоения городских береговых ландшафтов должен помочь московским специалистам открыть новые и вспомнить старые подходы к ее решению. А предложения Градостроительной лаборатории, выполненные в поисковой, концептуальной форме (по словам П. Ноздрачевой) могут сыграть инициирующую роль в процессе прибрежного благоустройства Москвы.