закрыть
Mы победители!
We are winners!
Эскиз застройки территории в пос. Тимоново, Солнечногоский район
Читать новость / Read the news
закрыть
Mы победители!
We are winners!
Ёскиз застройки территории в пос. “имоново, —олнечногоский район
Читать новость/ Read the news
ALPN.ru / Публикации / "...меняющийся, как острова Даугавы", журнал АСД 6(46)04 Поиск по сайту      Карта сайта      In English

главная

полина ноздрачева

alpn

портфолио

новости

публикации

партнеры

контакты

"...меняющийся, как острова Даугавы", журнал АСД 6(46)04


Смотреть проект "Реконструкция жилого района Maskachka"
Смотреть проект "Реконструкция жилого района Maskachka"

П.НОЗДРАЧЕВА
Архитектор,
доцент МАрхИ,
член Международной ассоциации «Города на воде»


Исторический район города Риги, называемый Московским районом или Маскавас, является одним из самых проблемных больных мест города. Территория расположена между улицами Краста и Тургеневской, железнодорожной станцией, улицами Огрес и Маскавас, дамбой Криденера, улицами Греду, Коюсалас и Малая Краста.
Старая ветхая застройка и социально-деградированное население создают условия, которые особенно неблагоприятны для частных инвестиций, требуют значительных общественных и муниципальных ресурсов для улучшения ситуации и развития территории.

Самая древняя часть района Маскавас, впервые упомянутая в 1240г. под названием «Остров Рига» (Rigeholm), границит с центром старой Риги и обнесена защитной стеной. В1226г. Маскавас стал частью Риги. Район Маскавас начинается с одноименной улицы. Позже появилась улица Ластадия, куда привозились товары из России. Она расположилась на берегу Даугавы, что продиктовала постройку дамбы, легшей в основу развития улицы Маскавас. В 1636г. в центре улиц была построена церковь Иисуса, а в 1642г., согласно приказу Рижского городского совета – Московский Дом, где должны были проживать купцы из России. В 1772г. был построен Русский Двор и сеть магазинов между улицами Тургенева, Гугола, Пушкина и Элияас на собственные деньги купцов. Отсюда и пошло название самого района – «Маскавас» – территория, на которой проживало большое число выходцев из России.
Двумя веками позже, в 1958г. было закончено сооружение высотного здания Академии наук. На территории, где расположена Академия, ранее находились сооружения деревянного «Гостиного двора» характерного для старой Москвы, построенного в 1818г. после большого пожара 1812г. (во время нашествия Наполеона).

Русские купцы и ремесленники селились в пригороде Риги, постепенно застраивая район Маскавас – как территорию русских, евреев, поляков и т.д. Это доказывается расположением и количеством церквей и кладбищ. Сегодня в районе Маскавас много зеленых массивов старых кладбищ, превратившихся в мемориальные и парковые зоны — парки Клусаис, Миера, Хебреус, кладбище Ивана.

Новый профиль района Маскавас – это учреждения Высшего образования, которые появились после Второй мировой войны. В 1950-х годах на ул. Ломоносова построен 1нститут гражданской авиации, теперь – Институт балтийских русских, факультет «Социальных наук Латвии» и т.д. В 1990г. на ул. Лудзас была основана Культурная академия Латвии.

Хотя Рига в Средние века являлась многокультурным городом, она все же пыталась изолировать свой пригород помощью защитных конструкций. В XVIIB., когда Рига являлась крупнейшим городом Шведского королевства, началось строительство Полисада (1626г.). В XVIIIB. была установлена новая линия Полисада вдоль улиц Дзирнаву и Маскавас. В город можно было попасть через ворота Яниса, располагавшихся на пересечении улиц Дзирнаву, Маскавас и Пиртс. Полисады были ликвидированы в 1808г. Шведский военный инженер Роденбург в 1641г. создал более серьезный план для защитных сооружений, предложив фортификацию с 12-ю бастионами вдоль сегодняшней улицы Дзирнаву через улицы Марияас и Маскавас. Работа была выполнена частично, но позже, в 1873г., все форты Старой Риги были очищены.

Пригородная жизнь не была легкой: война, наводнения, изменения отношений администрации города – все это подрывало развитие района Маскавас. Пожар 1812г. принес самый большой ущерб, когда по ошибке сожгли и район Маскавас. Только к середине 1900-х годов была восстановлена сеть из 34 основных улиц и 27 – второстепенных.

Основной транзитной трассой на севере района является железная дорога Рига-Даугавпилс, которая раньше финансировалась английским бизнесменом и была его собственностью до 1894г. Железная дорога Рига-Даугавпилс была построена в период с 1841 по 1861гг., когда были снесены форты, разделяющие пригород от старого города. Одновременно новая железная дорога была проведена от Маскавас к центральной части города. И все же, незначительная плотность низких домов и большой процент зеленых массивов, также как и близкое расположение курортов на берегу реки Даугава, могли превратить район Маскавас в одно из идеальных мест для проживания. Направление на Даугавпилс являлось очень важно, так как оно соединялось с железной дорогой Санкт-Петербург-Варшава.

Однако технические проблемы и плохие условия для проживания сводят к минимуму данные транспортные преимущества. Сегодня эту изоляцию можно ликвидировать, организовав более удобное обслуживание между районами города и построив тоннель, соединяющий улицы Гертруды и Даугавпилс.
На целостность и прикосновенность района Маскавас повлиял и мост Салу, построенный в 1976г. Улица Лакплеша (продолжение этого моста) срезала улицу Маскавас, демонстрируя преимущества автомобильного транспорта. Старые здания и топография места не позволили сохранить историческую сетку улиц. Сегодня мост Салу разделяет район Маскавас на старую и новую части.
Первым общественным транспортом был омнибус с лошадьми, появившийся в 1876г. Его маршрут пролегал до рынка Красная Горка и вдоль улиц Маскавас и Даугвапилс. Сегодня трамвайная дорога является основой общественного транспорта и дополнена троллейбусными маршрутами вдоль нескольких улиц с односторонним движением.

Маскавас создавался как промышленный район, включающий несколько предприятий. Самым известным являлся фарфоровый завод Кузнецова, основанный в 1841г. (в 1930-е годы он получил награды на Международных выставках в Париже). Там также находилась мельница, хлопчатобумажная мануфактура и пивоваренный завод. Оставшиеся промышленные предприятия изменили тип производства, а также появились современные небольшие промпредприятия.

Еще на картах XVIIB. река Даугава была обозначена как судоходный канал шириной 1,7-2 км с наличием большого количества островов и отмелей. Его глубина была непостоянной от двух-трех метров до десяти и более. Сегодня ширина реки в центре Риги составляет в среднем 700 м, глубина – 9 м. Недаром старые горожане так говорят о людях с горячим и изменчивым: «Меняющийся, как острова Даугавы». Несколько раз Даугава меняла свое русло от одной долины к другой. Многие острова образовались в результате неконтролируемых разливов реки. В последнее время значительно расширилась их территория, хотя число постепенно сокращается. Это произошло в результате углубления судоходных частей русла, расширения портов, строительство дамб и улиц, что, в свою очередь, способствовало насыщению притоков Даугавы.
Основные работы развернулись в районе Маскавас в 1970-е годы, когда острова Либиешу, Путну и несколько других были объединены в единое целое. Результат – улица Краста, представляющая собой основную транспортную магистраль. В 1990-е годы между улицами Краста и Маскавас, чья площадь составляет около 60 га, были построены новые торговые центры, автосалоны и т.п. Это произошло вопреки планам советских властей, планировавших возвести в этом месте новые жилые дома.

В 1960-е годы Кензо Танге, Фридмане и другие всемирно известные архитекторы предложили организовать строительство городов, представляющих собой пространственные структуры. Строительство элементов таких городов должно включать в себя изолированные пешеходные уровни, в то время как территория на уровне земли полностью отдана транспорту. В качестве жилья использовались пирамидальные конструкции. В таком случае, тесно контактирующие части данного сообщества создавали бы свою собственную среду обитания……



Компания ALPN ltd. предлагает полный спектр услуг: от исходно-разрешительной документации, разработки всех проектных стадий до согласования проектов и авторского надзора.

107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 27, тел.: (495) 694-61-25, факс: (495) 694-67-80, mail: info@alpn.ru

   

© Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Яндекс цитирования
Во избежании недоразумений проверьте правильность ввода телефона:
Верно
Ввести еще раз
закажите звонок
Перезвоните мне