"Наследие как идейный источник", (АСД) 6(34)02
П.НОЗДРАЧЕВА
Архитектор,
старший преподаватель МАрхИ,
член Международно ассоциации «Города на воде»
«Наследством нужно пользоваться мудро, а не транжирить его»
К.Мельников
Каждое время, каждое поколение имеет свои потребности и идеалы. Одна эпоха ищет взаимосвязанность и соподчиненность, другая — движение и устремленность, третья — созвучие природе... «Утверждая дорогое тебе, ты сам направляешь отбор, делаешь историю архитектуры, культуры, жизни...»
М. Березин.
Сочетание достижений мирового архитектурного наследия находит свое отражение в современной архитектуре и современном градостроительстве.
Тенденция подчинения планировки города ландшафтным особенностям территории прослеживается на протяжении всей истории градостроительства. Сейчас не может и не должно быть игнорирования среды, существующей и формировавшейся на протяжении веков. Отсутствие чистого природного ландшафта заставляет архитектора искать соответствия не только с природой, но и со сложившимися морфотипами.
Ж.Делабарт. Вид Яузского моста 1790-е гг. |
Неграмотные вторжения, не имевшие в своей основе глубокого анализа исторических слоев в своеобразный московский ландшафт, вызвали множество споров и обсуждений, касающихся проблем градостроительного развития столицы.
Застройка прибрежных территорий складывалась на протяжении длительного времени. Городские зоны, находящиеся в близком контакте с водой, подвергались радикальным преобразованиям, которые привели к разрыву связей между водой и городом.
На современном этапе город пытается переосмыслить свое природное окружение, которому он обязан своим началом и на котором он развивался. Возникает проблема возвращения человека к воде как среде активной жизнедеятельности: рекреационной, туристической, коммерческой.
Традиционные градостроительные приемы в развитии уникального природно-ландшафтного участка Москвы излагались еще в Генеральном плане 1935г., где одной из основных задач было «превращение Москвы-реки в основную магистраль города с устройством вдоль набережных широких проездовулиц со сквозным на всем их протяжении движением, а набережных - в красивейшие места столицы, застроенные только жилыми и общественными зданиями».
От Санкт-Петербурга до Токио, от Сиднея до Роттердама вдоль всего водного пространства предлагаются новые идеи застройки прибрежных зон, расположенных в высоко урбанизированной среде и имеющих большую историческую и ландшафтную ценность.
К.Мельников. Застройка Котельнической и Гончарной набережных в Москве, 1934г. Генплан |
Можно смело утверждать, что, в основном, все новые идеи в архитектуре имеют одно общее свойство: осуществляя прорыв в будущее, они, по сути, являются лишь концепциями, зачастую находящими свое продолжение в настоящем.
Когда-то И.Жолтовский говорил: «Река должна работать на архитектуру города». Сейчас набережные Москва-реки, Водоотводного канала и Яузы на всем своем протяжении превращены в благоустроенные транспортные магистрали. Но этого явно недостаточно. Существует множество вариантов решений прибрежных территорий, сохранения экологического равновесия, реконструкции промышленных зон с целью перепрофилирования их функций для культурно-социальных нужд с восстановлением ландшафта береговой линии.
…
К.Мельников. Застройка Котельнической и Гончарной набережных в Москве, 1934г. Объемно-пространственное решение |
Схема организации пространства на Котельнической набережной. Генплан. |
Так выглядела Москва-река и ее набережные в XIX в. По берегам угрюмой и грязной реки тянулись фабричные постройки |
К. Мельников. Планировка юго-западного зайона г.Москвы. Конкурсный проект, 1935г. Мосты со спирильными пандусами со стороны Лужников. Генплан. |
К. Мельников. Планировка центрального парка культуры и отдыха в Москве. Конкурсный проект, 1931г. |
Схема организации пространств на Лужнецкой набережной. Генплан |
Схема организации пространств на Лужнецкой набережной. Объемно-пространственное решение |