«Реконструкция жилого района Маскачка», журнал «АСД», № 3 (49), Москва, Россия, 2005 г.
Авторы проекта:
Н.КОСТРИКИН
П.НОЗДРАЧЕВА
В.САВИНЫХ
Отделением Градостроительства РААСН было получено приглашение от Мэрии г.Рига (Латвия) участвовать в Ш Международном архитектурном конкурсе среди профессионалов-градостроителей. Вице-президент РААСН академик В.Белоусов предложил кафедре Градостроительства МАрхИ под руководством профессора И. Лежавы
принять участие в конкурсе «Концепция реконструкции района «Маскачка» в г.Рига вдоль реки Даугава».
Конкурс проходил с 10 февраля по 17 февраля 2004г. В конкурсе принимали участие 10 профессиональных команд из Австрии, Германии, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Италии, Испании и России.
Район Маскачка находится в исторической части Риги (Латвия). Поэтому, реорганизация этой территории может проходить только как реконструкция с сохранением исторической застройки города.
Существующая территория. Маскаяка и исторический центр города |
Пространственная структура - "сетка-матрица". Индивидуальность, разнообразие, историчность. |
Территория реконструкции |
Существующая транспортная система |
Самыми значимыми вопросами в проекте реконструкции ЯВЛЯЮТСЯ: сохранение окружающей среды и жилого фонда (жилых функций); обеспечение хорошей транспортной и пешеходной структур; создание развитой инфраструктуры. Главные акценты проекта: индивидуальность, разнообразие и «реконструкция истории».
Предлагаемый прием - создание и использование пространственной структуры «сетки-матрицы», что является решением для реорганизованного хаоса существующей территории. Этот прием позволяет выявлять основной композиционный потенциал с помощью создания индивидуального имиджа и исторического почерка формирования пространственных вариантов. Транспортная, пешеходная, зеленая и жилая сетки формируют уникальную окружающую среду. Частота «сетки» обуславливается существующей плотностью застройки и рельефом местности.
Проект функционального зонирования территории делит район на четыре части, которые формируют основные планировочные оси: 1 — вдоль береговой линии; 2 - по улице Краста; 3 — по улице Маскавас; 4 - вдоль железнодорожного полотна. Каждая линия имеет собственное функциональное насыщение. Например, вдоль береговой полосы размещается рекреационная зона; улица Маскавас является пешеходной улицей; административные, офисные и деловые центры располагаются рядом с железной дорогой. Улица Краста - многофункциональный линейный комплекс, объединяющий город с пригородом. Транспортная система позволяет создать систему многоуровневых парковок под шоссе (скоростной дорогой).
Транспортная система. Проектное предложение |
Проектный вариант застройки, прием - "сетка-матрица" |
Многофункциональная ось вдоль улицы Краста. Ограничение потенциала |
Аналитическая версия "сетки-матрицы". Выявление основного композиционного потенциала, формирование пространственной структурной индивидуальности, создание собственного имиджа |
Пустующая территория - просторанство для озеленения и пешеходной структуры |
Озеленение и пешеходная структура. Концепция развития |
Пешеходная схема в центральной части района |
Сегодня мы можем увидеть множество зеленых пространств, отсутствие единой планировочной системы и большое количество пустующих территорий вдоль береговой полосы. Создание «зеленой сетки», как замкнутой (закрытой) системы с главными зелеными осями позволяет объединить существующую зеленую структуру района с функциональным береговым пространством.
Транспортная структура отличается отсутствием линий общественного транспорта и пешеходных маршрутов. Формируемая новая транспортная сетка позволит использовать улицу Маскавас в качестве пешеходной и увеличить количество общественного транспорта, обслуживающего район.
Формируемая новая общественная территория вдоль улицы Маскавас, представляет собой систему открытых пространств и пассажей, что значительно отличит ее от существующей.