«Особенности строительства конных сооружений» (интервью), Журнал «Гиппомания», №3 (17), Санкт-Петербург, Россия, 2007 г.
Особенности строительства конных сооружений
На выставке «Иплосфера-2007» одним из самых актуальных пунктов деловой программы стал семинар по строительству конных сооружений, проведенный московскими гостями —
Архитектурной Лабораторией Полины Ноздрачевой. Нашему корреспонденту удалось задать свои вопросы лично Полине Владимировне.
— Вы много лет работаете как профессиональный архитектор. Как давно вы столкнулись с проектированием конных сооружений?
— Архитектурный опыт у меня большой — много лет возглавляю мастерскую «Архитектурная лаборатория Полины Ноздрачевой/ALPN», а также являюсь главным архитектором Центрального межотраслевого проектного института экспериментального градостроительства (ЗАО «ЦМПИЭГРАСТ»). Мне нравится все новое. В 2005 году нам поступило предложение разработать градостроительную концепцию конноспортивного комплекса (хочу отметить, что хороший генеральный план — 90 % успеха при реализации объекта). Требования были настолько жесткими — обязательно мировые стандарты — что пришлось поднять много информации. Но для меня это явилось даже своего рода стимулом: чем жестче требования, тем интереснее работать. В итоге подготовка генплана заняла три месяца, а разработка комплекса целиком — полтора года.
— Вы смотрели, как устроены конные сооружения на Западе?
— Конечно. По роду своей деятельности я часто читаю лекции, провожу семинары и мастер-классы в Европе. Мы посетили несколько конноспортивных комплексов в Голландии, Бельгии, Германии и отметили много оригинальных решений, которые у нас не используются. Например, контролируются перепады температур при переходе из одного помещения в другое, тщательно прорабатываются грунтовые покрытия. Учитывая российские климатические особенности, мы предложили вариант максимально замкнутого пространства. Система инженерных коммуникаций (свет, водопровод, система вентиляции) также была взята нами на заметку.
Для нашего комплекса разработаны отдельно схема функционального зонирования и схема движения потоков — чтобы не пересекались пути хозяйственного транспорта, пешеходов и лошадей.
— У нас в России никто этим не занимался?
— Мы не нашли в России современных норм для подобных сооружений, отвечающих мировым стандартам. Выручает мой международный опыт работы.
— Конные комплексы, разной специализации существенно различаются?
— 10, 30 и более 40 лошадей — вот основные градации, по которым различаются комплексы. По специализации, конечно, тоже.
Вообще, главная особенность проектирования конных комплексов — решение градостроительных задач. Конноспортивный комплекс, по моему мнению, «город в городе», имеющий хорошо развитую инфраструктуру. В данный момент моя фирма готовит тендерную документацию по реконструкции СДЮСШОР в Смоленске, и есть еще несколько предложений.
— Большая часть потенциальных владельцев клубов и конюшен, все же, думаю, интересуются сооружениями малых и средних размеров. Вы беретесь за такие проекты?
— Проект, на который я ссылаюсь в нашем интервью, располагается на 2,5 га, что нельзя назвать огромной площадью для такого рода комплексов, включающих в себя левады, поля и т.д. Именно грамотное проектирование позволяет функционально использовать каждый дюйм земли и при этом избежать нагромождения сооружений. Для этого выполняется ландшафтно-визуальный анализ.
— Что это такое?
— В зависимости от движения по территории, у посетителя выстраивается цепочка доминант, и благодаря этому создается эффект большего пространства.
— А если разрабатывать генплан частной конюшни на 10 голов?
- Законы те же. Если вы хотите получить не типовой ангар, хотите, чтобы ваш объект вписался в окружающую среду (урбанистическое или ландшафтное окружение), чтобы были соблюдены все нормативные требования (при необходимости и международные), тогда генплан просто необходим. Естественно, инженерные коммуникации, манеж (хотя бы 20 х 40 м), левады, хозблок — тоже обязательные компоненты, так называемая «начинка».
— То есть без профессиональной помощи не обойтись?
— Грамотное проектирование в итоге всегда экономит средства заказчика. Знаете, сколько раз приходится переделывать и перестраивать непрофессионально спроектированные сооружения?
Пока не будет просчитан фундамент, конструктив, найдены оптимальные для данного объекта строительные материалы, нет смысла начинать строительство. Например, в проектировании нашего комплекса оказалось выгоднее (не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения визуального восприятия объекта) использовать пенобетон для стен и керамзитобетон, которые затем обшивались деревом. А ведь сначала хотели все делать из бруса...
Существуют определенные требования к инсоляции, надо учитывать направление ветров, грунт. Конечно же, необходимо согласовывать проект для строительства с огромным количеством инстанций...
— Кто занимается этими вопросами?
— Моя команда. Мы ведем авторский надзор за строительством. Архитектор обязан контролировать воплощение проекта — архитектурной идеи и качества.
— Часто конные клубы строят на территории бывших домов отдыха или пионерлагерей. Многие предпочитают снести все старое до основания, а затем...
— Существует такое понятие, как реконструкция. Очень часто правильная перестройка может быть намного дешевле, чем новое строительство. Есть и такой эффект: представьте себе, стоит город, в нем сносятся старые дома и строятся новые. А человек подсознательно продолжает использовать пространство как раньше. В свое время в Москве проводились исследования. Вдоль Садового кольца есть площади, так называемые «вздохи», промежутки, которые сейчас стали застраивать. Так вот, опрос показал, что ни один из респондентов не воспринимает новые постройки как старые. Причем это не просто привычка, а особенности восприятия пространства, знакомого человеку на протяжении долгого времени.
— А может быть, эта структура неправильна изначально?
— Она не может быть неправильной. «Дух места» формируется не за период строительства, а в течение многих лет. Старые объекты надо максимально использовать, исходя из двух моментов — экономической целесообразности и структуры пространства. А лично мне, как профессионалу, гораздо интересней работать в условиях, когда много всякого рода ограничений.
— Есть ли у Лаборатории новые заказы?
— Слухами земля полнится. Мы сделали несколько проектов. В начале нашего интервью я говорила о том, что я рассматриваю несколько предложений по проектированию объектов такого рода. Многие конники приходят не только с заказами, но и просто с идеями и предложениями. Правда, немногие пока готовы заказывать проект. Но они приходят, слушают, задают вопросы...
— Кстати, наш журнал будет публиковать серию статей, в которых Лаборатория раскроет свои секреты. Вы не боитесь, что конники получат ответы на свои вопросы и сами пойдут строить — со знанием дела?
— Нисколько! Каждый должен заниматься своим делом и быть профессионалом в своей области, только тогда возможен хороший результат.