закрыть
Mы победители!
We are winners!
Эскиз застройки территории в пос. Тимоново, Солнечногоский район
Читать новость / Read the news
закрыть
Mы победители!
We are winners!
Ёскиз застройки территории в пос. “имоново, —олнечногоский район
Читать новость/ Read the news
ALPN.ru / Публикации / «Батуми: пути развития города» (интервью), журнал «Технологии строительства», № 7 (48), Москва, Россия, 2006 г. Поиск по сайту      Карта сайта      In English

главная

полина ноздрачева

alpn

портфолио

новости

публикации

партнеры

контакты

«Батуми: пути развития города» (интервью), журнал «Технологии строительства», № 7 (48), Москва, Россия, 2006 г.


Международный союз архитекторов (МСА) включает в себя несколько секций, деятельность одной из которых посвящена исследованию разного рода катастрофических проявлений и, прежде всего, природных катаклизмов. Название этой секции можно перевести на русский язык как «Культурное наследие и развитие городов относительно природных катастроф». В этой секции есть разделы, один из которых занят изучением культурного наследия городов с целью его сохранения, а другой специализируется на развитии территорий в зонах особого риска, в том числе — береговых пространств. Два года тому назад выездная сессия этой секции проходила в Турции, в Измире. Летом этого года МСА продолжил работу секции, на сей раз в Грузии. Ее организатором стала архитектор Нино Чачава. Работу градостроительного раздела, включавшую проведение курса лекций и практическую часть, возглавила член Международной ассоциации «Города на воде», главный архитектор «ЦМПИЭГРАСТ», руководитель арх. лаборатории ALPN, доцент кафедры «Градостроительство» МАрхИ Полина Ноздрачева.

«ТС»: Почему Грузия была выбрана местом проведения секции?

П. Ноздрачева: Это связано с тем, что, с одной стороны, Тбилиси находится в сейсмоопасной зоне, с другой — Грузия располагает богатейшим культурным наследием. И, наконец, третье — Грузия имеет достаточно протяженную береговую линию, и в этой зоне могут случаться катастрофы, связанные с взаимным влиянием суши и воды, которые можно предвидеть и предупредить. Помимо того, Грузия отноcится к странам второго региона (классификация МСА).

«ТС»: Как проходила работа секции?

П. Ноздрачева: Как правило, такие международные секции проводятся для профессионалов, и к участию в них привлекаются дипломированные специалисты — архитекторы, градостроители, экономисты, ландшафтники, уже имеющие определенную профессиональную подготовку. Во время проведения нынешней секции мы сосредоточились на изучении береговой полосы Батуми, поскольку этот город всегда был портовым и в таковом качестве пребывает и в наши дни. В этот раз у меня в группе было 7 специалистов из различных стран Европы, итоги совместной работы которых должны были вылиться в конкретные рекомендации и проектные предложения, направленные на проведение реконструктивных мероприятий и развитие берегового пространства с учетом сохранения культурного наследия данной территории города, работа секции велась в двух направлениях, одно из которых преследовало цель составить некий прогноз в отношении разрушающихся старых зданий в Батуми, а второе носило исключительно градостроительный характер.

Рабочая программа секции предполагала провесе двухнедельного лекционного курса, к участию в котором были привлечены главный архитектор Батуми Гоча Гаручава и ведущий специалист Грузии защите и сохранению береговой полосы Михаил Гвасалия. Благодаря их помощи мы вели проектирование, принимая во внимание абсолютно конкретную и весьма специфичную ситуацию.

«ТС»: Каковы особенности современного Батуми?

Г. Гаручава: Территорию современного Батуми условно можно разбить на три части: северную, в центре которой расположен огромный нефтеперегонный завод; центральную — образованную исторической застройкой, получившей свое развитие от грузового порта, и относительно новую — южную, новацией которой мы сейчас активно занимаемся. Если посмотреть на то, что досталось городу от советских времен, то градообразующая структура представлена грузовым портом и примыкающим к нему терминалом, расположенными в центральной, исторической части Батуми, а также железнодорожной магистралью, соединяющей Батумский порт с Баку. В северной части города имеется крупный нефтеперерабатывающий комбинат, функционально связанный с грузовым портом, откуда поставляется нефть для этого предприятия. Кроме того, через Батуми проходит транзитная автомобильная трасса, связывающая Грузию с соседней Турцией, — сухопутная граница между двумя странами находится всего в 10 км к югу от Батуми. Сейчас это шоссе с очень интенсивным движением тяжелого грузового автотранспорта, и наличие в городе такой крупной автомагистрали отрицательно сказывается на экологической ситуации, заметно снижая уровень комфортности жизни населения.

Говоря о перспективах развития Батуми, следует помнить о том, что город ограничен с востока горами, а с запада — морем и может развиваться линейно, вдоль берега моря. Наиболее вероятным нам представляется продвижение городской застройки для развития курортной зоны на юг, в сторону турецкой границы. Помимо того, у Батуми есть некоторый территориальный ресурс на севере. 8 начале 70-х годов в соответствии с вновь утвержденным генпланом границы города были расширены на север, и знаменитый Батумский ботанический сад оказался в городской черте. Поэтому город может разрастаться и на север, до Ботанического сада.

«ТС»:Какое мнение сложилось у участников секции относительно градостроительной ситуации Батуми?

П. Ноздрачева: Проведя необходимые предпроектные исследования в отношении перспективы развития города, мы пришли к следующим выводам:
—поскольку центральная, старая, часть города с грузовым портом образует зону, относящуюся к категории культурного наследия, глобальные градостроительные изменения здесь невозможны;
—южнее центральной части по побережью тянется зеленая парковая зона, к которой примыкают лучшие городские пляжи, где, по нашему мнению, следует развивать санаторно-курортную инфраструктуру. Это привлечет в город дополнительные деньги и позволит Батуми существовать не только за счет порта, но и благодаря курортным образованиям. Для данной территории уже имеется градостроительная программа; —резерв для развития Батуми нужно искать в северной его части.
Эти материалы бяли представлены на итоговой официальной выставке в Тбилиси.

Эти материалы бяли представлены на итоговой официальной выставке в Тбилиси.

«ТС»: Что может стать таким резервом?

П. Ноздрачева: Данная территория естественным образом ограничена двумя реками, и в центре находится огромная промзона, где происходит переработка нефти, а с двух сторон — с севера и юга — к ней примыкают жилые районы. Кроме того, в северной части Батуми есть два действительно исторических места: это остатки древних построек, некогда образовывавших комплекс монастыря Св. Тамары, и рыбный порт, соседствующий с грузовым. Руины монастыря находятся сейчас на северном въезде в Батуми, и это та точка отсчета в системе координат на историческом полотне города, откуда в древности он начал прорастать. Что касается рыбного порта, то у него совершенно удивительная история: в разное время городские власти неоднократно пытались убрать его и сопутствующий ему базар из этой зоны, но он неизменно появлялся там опять, каждый раз возрождаясь, как сказочная птица-феникс из пепла. Этот культурологический феномен объясняется тем, что у многих поколений местных жителей выработался стереотип восприятия рыбного порта как своеобразного городского ориентира, а вместе с ним — устойчивая привычка передвигаться в этом направлении. Всесторонне исследовав ситуацию, мы пришли к тому, что эта функциональная доминанта образовалась, развилась и до сих пор находится в оптимально найденном и исторически определенном для нее месте, и в другом — ее просто быть не может. Вот почему мы были вынуждены отнести рыбный порт к городским зонам, входящим в категорию культурного наследия. Сегодня эти два объекта — остатки древнего монастыря и рыбный порт — имеют значение смысловой коммуникации для жителей северной части города, и они должны оставаться таковыми всегда. Очень важно, что вблизи рыбного порта предполагается построить яхтенный клуб, и инвесторы хотят вкладывать в это дело деньги. Второй инвестиционно не менее привлекательный участок земли находится по соседству с древним монастырем, где планируется возвести современный гостиничный комплекс. Таким образом, въезд в город должен превратиться в мощный смысловой акцент, который во многом будет определять международный имидж Батуми.

Что касается поиска новых территорий, то здесь ситуация складывается следующим образом:
—развитию города в восточном направлении препятствуют горы;
—можно продвинуться на север, до Ботанического сада, но тогда остатки древнего монастыря, находящиеся сейчас на въезде в Батуми и трактуемые нами как часть «въездных ворот» в город, потеряют свое имиджевое значение, а вместе с ним — привлекательность для инвесторов.
Поэтому мы предложили другую идею, реализация которой позволит продвинуть город в море. Дело в том, что в прибрежной зоне акватории Батуми имеется течение. Вода реки Чорохи перемещается с юга, со стороны турецкой границы, и стремится к северной части города, неся с собой песок. Постепенно территория города, отведенная нами для будущего развития, будет наращиваться за счет наноса песка. По прогнозам специалистов, нанос песка в северной части батумской акватории со временем образует полосу, шириной до 150 м. Коль скоро этот процесс имеет природный характер, его можно ускорить, сделав искусственную насыпь, а естественный нанос грунта будет защищать берег от разрушения с использованием конструктивных элементов. Исходя из общей, весьма незначительной ширины нынешней территории городской застройки, ее приращение на 150 м за счет акватории представляется нам значительным ресурсом для развития северной части Батуми. При этом имеющиеся там два жилых массива получат стимул к развитию в сторону моря, а необходимая городу промышленная зона окажется в глубине территории. Что каются возможных опасений относительно строительства на насыпном грунте, то они беспочвенны. Давайте вспомним Нидерланды (новый жилой район Амстердаме) или опыт создания насыпной территории под аэропорт в Японии. На инженерном уровне эта проблема давно решена, причем не только в Азии, но и в Европе, более того, есть множество вариантов конструктивно-технологических решений, позволяющих вести строительство на таких искусственных территориях.

«ТС»: Что можно предпринять в отношении транзитной магистрали, проходящей через Батуми?

П. Ноздрачева: Действительно, транзитное шоссе, проходящее через районы городской застройки, представляет собой серьезную проблему для города. Власти Батуми предлагают изменить существующую ситуацию в два этапа. В следующем году планируется построить альтернативную магистраль, вторая также пройдет через территорию города позволит разгрузить основную транзитную трассу. В течение ближайших 10 лет по восточной границе Батуми ближе к горам предполагается проложить въездную дорогу и таким образом освободить город от потоков транзитного транспорта. Если строить альтернативное шоссе, то оно все равно затронет жилые массивы, а намеченная в перспективе прокладка обводной трассы сильно повлияет на ложившуюся структуру восточной, примыкающей горам, окраины города. Помимо того, и в том, и другом случае потребуются большие затраты на проектную часть, поскольку нужны детальные планировочные проекты всех территорий, по которым пройдет альтернативная или обводная транзитная магистраль. К тому же магистраль должна пройти севера на юг, а Батуми отличается очень непростой геологической ситуацией — в северной части преобладает песок, под которым каменная подушка, на юге — болотистые грунты. По этой же причине нельзя опустить магистраль под землю, ниже отметки «0» (как в Дюссельдорфе). Поэтому мы предлагаем не убирать транзитную магистраль из города вообще, а, образно говоря, «спрятать» ее — если не всю, то, по крайней мере, те отрезки, которые проходят через жилые массивы. Этого можно достичь, возведя искусственные насыпи-тоннели, каждый из которых, естественно, должен быть озеленен. Также предполагается предусмотреть внутри этих «зеленых холмов» сеть парковок. По нашему мнению, такое решение экономически более предпочтительно.

«ТС»: Как грузинская сторона восприняла результаты работы, проделанной участниками секции?

П. Ноздрачева: Надо сказать, что на начальном этапе работы наше предложение кому-то могло показаться некоей градостроительной утопией или своего рода концептуальной игрой. Однако те задачи, которые мы перед собой изначально обозначили, и их решения, появившиеся в процессе дальнейшей, более частной проработки проектируемой территории, показали абсолютную жизнеспособность намеченных нами градостроительных преобразований. Предложенные нами градостроительные решения, экономически не только обоснованные, но и оптимальные, вызвали живой интерес среди инвесторов и получили значительный резонанс среди архитектурной общественности Грузии и представителей государственных структур. По инициативе архитектора Гии Абуладзе было решено устроить в Тбилиси выставку, где будут представлены все выполненные нами проектные материалы. Поскольку для Грузии все происходившее стало значительным событием, выставка была проанонсирована батумскими и центральными грузинскими СМИ. На открытие выставки были приглашены президент Международного союза архитекторов Гаэтано Сью и президент Европейского союза архитекторов Мартин Драковски. Помимо того, в открытии выставки должны были принять участие мэр и вице-мэр Батуми, президент Союза архитекторов Грузии, главные архитекторы Батуми и Тбилиси, президент палаты архитекторов Батуми. Так как работу секции МСА в Грузии возглавлял российский специалист, приглашение к участию в торжественной церемонии получила группа ведущих российских архитекторов, в числе которых президент Российского союза архитекторов Юрий Гнедовский. Всего на открытии должно было присутствовать более 50-ти официальных лиц, не считая представителей грузинских СМИ. Таким образом, градостроительная выставка в Тбилиси приобретала статус крупного международного события, уровень которого должен был поднять престиж Грузии в глазах мирового сообщества.

Политические реалии внесли в намеченные планы свои коррективы. В связи с обострением отношений между нашими странами была закрыта российско-грузинская граница. Произошло это накануне того дня, когда российская делегация должна была вылететь в Тбилиси. К чести инициаторов проведения выставки следует сказать, что они приложили все усилия для того, чтобы ведущие архитекторы России приняли участие в открытии выставки. Это мероприятие откладывали до последнего момента, в надежде на то, что конфликт между Россией и Грузией благополучно разрешится. В конце концов, когда стало ясно, что тянуть дальше невозможно, церемония открытия состоялась без участия российской делегации.

Конечно, этот досадный инцидент никак не отразился на прочных культурных и экономических отношениях, веками связывающих народы наших стран, надеемся на то, что в будущем эти полезные контакты будут расширяться и укрепляться. И все же, хочется, чтобы некоторые политики руководствовались в своих поступках не собственными амбициями, а прислушивались к тому, что происходит в стране и какими заботами живет ее народ.

Компания ALPN ltd. предлагает полный спектр услуг: от исходно-разрешительной документации, разработки всех проектных стадий до согласования проектов и авторского надзора.

107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 27, тел.: (495) 694-61-25, факс: (495) 694-67-80, mail: info@alpn.ru

   

© Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Яндекс цитирования
Во избежании недоразумений проверьте правильность ввода телефона:
Верно
Ввести еще раз
закажите звонок
Перезвоните мне