закрыть
Mы победители!
We are winners!
Эскиз застройки территории в пос. Тимоново, Солнечногоский район
Читать новость / Read the news
закрыть
Mы победители!
We are winners!
Ёскиз застройки территории в пос. “имоново, —олнечногоский район
Читать новость/ Read the news
ALPN.ru / Публикации / «Международная градостроительная мастерская» (интервью), журнал «Технологии строительства», № 4 (38), Москва, Россия, 2005 г. Поиск по сайту      Карта сайта      In English

главная

полина ноздрачева

alpn

портфолио

новости

публикации

партнеры

контакты

«Международная градостроительная мастерская» (интервью), журнал «Технологии строительства», № 4 (38), Москва, Россия, 2005 г.


Ежегодно во Франции, в Архитектурной школе города Лилля организуется Международная Градостроительная Мастерская. С 2003 г. кафедра Градостроительства Московского Архитектурного института принимает участие в данной программе. Последнее такое событие, проходившее в период со 2 по 12 мая 2005 г., в очередной раз показало высокий уровень профессиональной подготовки учеников старейшего российского архитектурного вуза. Об особенностях Мастерской этого года и ее итогах читателям журнала рассказывает руководитель программы от Российской стороны, архитектор, доцент кафедры «Градостроительство» МАрхИ Ноздачева Полина Владимировна.

Изначально я была приглашена для участия в этой программе моими итальянскими коллегами с целью проведения совместных мастер-классов в Лилльской Архитектурной школе, а также для участия в жюри конкурса, который должен был проходить в рамках градостроительной Мастерской уже в пятый раз. Привлечение российских студентов к данной акции первоначально не рассматривалось, что связано с тем, что такое мероприятие проводится в рамках двух образовательных программ — ERASMUS (европейской) и SOCRATUS (американской), предусматривающих различные варианты студенческого обмена. Поскольку МАрхИ не имеет к данному обмену никакого отношения, то и студентам нашего вуза не предоставлялась возможность участия в этой градостроительной Мастерской. Однако, в конце концов, мне удалось добиться выделения квоты для студентов МАрхИ, и вот уже третий год наши ребята ездят в Лилль, где достойно представляют московскую архитектурную школу. Как правило, в Мастерской принимают участие Градостроительные факультеты архитектурных школ Франции, США, Великобритании, Шотландии, Италии, Бельгии, Испании, Турции и Польши. В этом году впервые были представители архитектурных школ Австрии и Голландии.

Первая Мастерская, в которой принимал участие Московский Архитектурный институт, проводилась по теме «Ворота города» и была приурочена к объявлению в 2004 году города Лилля культурной столицей Европы. Следующая Мастерская, состоявшаяся в 2004 году, где мы (МАрхИ) участвовали вновь, была посвящена теме «Граница» (рассматривался вопрос организации территории на границе между Бельгией и Францией). В этом году Мастерская проводилась по теме «Жилой квартал», и, в отличие от всех предыдущих, она проходила одновременно на территориях двух стран: Франции и Бельгии.

Такая возможность появилась в силу того, что власти и архитектурная общественность Бельгии выступили с инициативой о финансовой поддержке этого мероприятия. Поэтому Мастерская проводилась в двух архитектурных учебных заведениях параллельно — в Лилле и в архитектурной школе Сант-Лукас в Брюсселе. Кроме того, на этот раз, помимо градостроителей, для участия в Мастерской привлекались архитекторы, а также социологи и экономисты. Таким образом, структура Мастерской представляла собой довольно разветвленную систему, что и привело к членению единой темы на три самостоятельных задания: одно из которых - градостроительное, другое — реновационное, третье — архитектурное.

Мне, также как и моим коллегам из других школ, было интересно увидеть различия между Лилльской Мастерской и Мастерской в Брюсселе, поэтому мы, руководители и организаторы программы, разделили наших студентов, и часть из них осталась во Франции, а другие поехали в Бельгию. Поскольку все участники Мастерской разделились на две группы — лилльскую и брюссельскую, то и территории для проектирования предлагались разные. Проведение Мастерской в Лилле предполагало выполнение следующих заданий: жилая блокированная ячейка для пустующего пространства в существующем жилом квартале; проект реновации квартала с максимальным сохранением имеющейся 3-4-этажной жилой структуры и адаптация к новому многофункциональному комплексу и, наконец, проект нового жилого квартала на незастроенной территории. Задачи, стоявшие перед брюссельской командой, имели некоторые отличия. Там тоже были три темы — архитектурная, реновационная и градостроительная. Также, как и в Лилле, для разработки предлагалась существующая часть города, но, в отличие от французской стороны, следовало спроектировать оригинальный фасад высотного здания и предложить вариант свободной планировки, а также — концепцию реконструкции территории с созданием новых пешеходных связей и общественных пространств.

Вообще, эта Мастерская проводится по очень интересному принципу, отличному от традиционного workshop или международного конкурса. Это значит, что, параллельно с формированием интернациональных студенческих команд-участниц, из членов жюри - преподавателей архитектурных вузов и практикующих градостроителей и архитекторов - организовывается международная группа (10-12 человек) для проведения мастер-классов. Они проводятся по особой схеме: каждый такой мастер-класс осуществляется одновременно представителями различных архитектурных и градостроительных школ. Предположим, сегодня я провожу мастер-класс вместе с американскими специалистами, завтра - с французскими, потом — с шотландцами и т.д. При этом мастер-классы проводятся по нескольку раз в течение всей Мастерской. В результате, во-первых, ребята получают огромное количество информации из разных источников, от представителей различных национальных школ; во-вторых - и студенты и профессионалы, дающие мастер-классы, сразу видят отчетливую разницу в принципах обучения и определенным образом реагируют на разные методы преподавания. Отчетливо прослеживается то, что итальянской школе присуще большое количество обсуждений генеральной идеи в форме свободного общения без намека на какую-либо конкретику; шотландцы — сразу начинают считать: сколько будет стоить реализация данного проектного предложения, невзирая на то, что при этом совершенно отсутствует какая-либо изящная концепция. Американцам также присущ практицизм: все, что спроектировано, должно быть обязательно воплощено...

Главная цель мастер-классов состоит не только в том, чтобы показать молодым специалистам свое мастерство, а в том, чтобы познакомить студентов с международной практикой, научить работать командой, представлять свою идею самым выгодным образом и доводить ее до конечной «продукции», которая потом будет представлена на суд конкурсного жюри. Важно и другое: перед преподавателем изначально ставится задача — научить студентов способам решения проблем, стоящих перед архитекторами и градостроителями, причем научить с позиций международного, синтетического видения. Следовательно, ребята должны усвоить российскую, французскую, итальянскую, американскую и другие методики проектирования в чрезвычайно короткий срок. Бывает и так, что возникает необходимость в дополнительных мастер-классах для команд, которые, по общему мнению профессионалов, отстают. Это свидетельствует в пользу того, что Мастерская ведется исключительно корректно: нет никаких фаворитов, все должны прийти к финишу, имея равные шансы на успех. В отношении самих студентов следует отметить, что в Мастерскои могут принимать участие студенты только старших курсов или молодые специалисты, закончившие обучение на градостроительном факультете в архитектурной школе максимум год назад. Применительно к России действует такое же правило: я могу взять с собой для участия в Мастерской студентов кафедры «Градостроительство» 4-го и 5-го курсов (к сожалению, на стадии дипломного проектирования это сделать уже довольно проблематично). Из всех участников создается, как правило, 15—16 команд по 5—6 человек в каждой. Всего в Мастерской — 20 профессионалов и около 100 студентов. Команды формируются так, чтобы ни в одной из них не было двух представителей от одной страны. Таким образом, все команды получаются международными. Каждая студенческая команда работает над общей темой, и помимо знаний, получаемых в ходе мастер-классов, ребята учатся работать в коллективе. Эта обычная история для европейских студентов, а в отношении наших, российских, такая коллективная работа является очень сложным испытанием, так как мы не имеем практики выполнения проектного задания в группе. Безусловно, это дает колоссальный образовательный эффект.

Мастерская этого года проходила в несколько стадий. После того как команды выработали общую концепцию и нами были проведены мастер-классы в Лилле и Брюсселе, состоялась первая презентация — на территории Бельгии. Презентация сопровождалась вопросами жюри и комментариями авторов проектов... Затем начался второй этап Мастерской, по завершении которого финальное жюри собралось во французском городе Рубэ, где оценивались работы обеих команд — из Лилля и Брюсселя (Рубэ - город, который в недалеком будущем должен срастись с Лиллем, так же, как и город Туркуа, и, таким образом, стать частью гигантского мегаполиса). В состав жюри, помимо нас, профессионалов международного класса, носителей методик разных архитектурных школ, тех, кто проводит мастер-классы, были приглашены другие французские и бельгийские архитекторы и градостроители, а также представители власти из обеих стран.

Работа жюри велась в два этапа. Первоначально были сформированы судейские коллегии по трем направлениям: градостроительное, архитектурное, реновационное. Понятно, что градостроительное жюри состояло только из градостроителей, архитектурное - из архитекторов-объемщиков, реновационное, помимо представителей перечисленных профессий, — из социологов и экономистов. Каждая судейская коллегия рассматривала представленные на конкурс работы со своей профессиональной позиции и отбирала наиболее интересные. Всего в финал должны были пройти шесть проектов: по три для каждой страны — Бельгии и Франции. В составе каждой «тройки» градостроительный, архитектурный и реновационный проекты. После того как определились финалисты, все жюри объединилось в единую комиссию и началось общее обсуждение. Нам, членам коллегий, пришлось защищать отобранные нами проекты, доказывать общему жюри, почему они заслуживают внимания. Кстати, в этом есть также элемент обучения, но касающийся уже профессионалов, сложившихся практикующих специалистов и преподавателей. В процессе таких защит мы видим, что является наиболее интересным для наших коллег, представителей других школ и смежных специальностей, имеющих отношение к реорганизации городской среды, и знакомимся с различными критериями оценки одного и того же проекта. На заключительном этапе общее жюри объявило финалистов, и я с гордостью могу сообщить о том, что проекты двух команд — брюссельской и лилльской, в которые входили студенты МАрхИ, были признаны лучшими в номинации «Градостроительство».

Конечно, нашим ребятам эта победа досталась нелегко. Помимо высокого профессионализма от них требовалось умение работать в коллективе, где все впервые видят друг друга. Это значит очень многое. Нужно подчинять свой творческий импульс достижению общего результата и одновременно, если потребуется, отстоять собственную концепцию или прийти к компромиссу. Кроме того, внутри команды необходимо договориться о распределении обязанностей... Для этого мало только владеть иностранным языком- молодой человек должен обладать целым набором совершенно определенных личностных качеств. Именно поэтому во всем мире так высоко ценится умение специалиста работать в коллективе.
Что еще можно сказать об участии МАрхИ в этой программе?

От представителей многих других школ российских студентов выгодно отличает умение работать руками: они способны красиво и информативно емко визуализировать любую проектную концепцию. Поскольку мои коллеги из других стран прекрасно понимают, что на конкурсе, в конце концов, оценивается профессионально выполненная подача идеи, то, видимо, поэтому столь велик интерес к нашим студентам, представляющим школу МАрхИ. Скажу больше: вероятно в силу этой причины шотландские, польские и, в особенности, американские преподаватели, стараются определить своих студентов в те команды, где будут работать русские ребята, умеющие прекрасно рисовать и делать хорошие макеты. Конечно, все это не может не радовать и не вселять веру в то, что у московской архитектурной школы большое будущее. Вместе с тем с сожалением приходится констатировать колоссальный разрыв в тех возможностях, которые предоставляют подобного рода события нашим студентам и тем, кто получает архитектурное и градостроительное образование в Европе и США. Дело в том, что в европейских и американских архитектурных школах участие в таких международных программах, конкурсах и мастерских является обязательным. Так как Россия по¬ка не выделяет средств на финансирование международных образовательных программ, мы можем привлекать к этим мероприятиям лишь небольшое количество наших учеников. Остается лишь надеяться, что в недалеком будущем ситуация изменится к лучшему и наша страна вольется в единое мировое образовательное пространство.

Компания ALPN ltd. предлагает полный спектр услуг: от исходно-разрешительной документации, разработки всех проектных стадий до согласования проектов и авторского надзора.

107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 27, тел.: (495) 694-61-25, факс: (495) 694-67-80, mail: info@alpn.ru

   

© Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Яндекс цитирования
Во избежании недоразумений проверьте правильность ввода телефона:
Верно
Ввести еще раз
закажите звонок
Перезвоните мне